Новости

Нью-Йорк. Отметив проблемы демографического порядка, затронувшие католическую общину, и снижение числа священников, кардинал Тимоти Долан (Timothy Dolan), католический архиепископ...

Анонсы

Книга воспоминаний баронессы Марии Федоровны Мейендорф (1869–1962), охватывает почти целый век. Это был век исторических потрясений, полностью перевернувших жизнь ее семьи, относившейс...

Рекомендуем

Не хочется говорить о политике, но вот к случаю довелось. Не хочется потому, что политика в ее партийной стратификации разъединяет, ожесточает людей и, вообще говоря, враждебна рели...

ВЫБОР

Литературно-философский журнал русской христианской культуры

Издавался в 1987-1992 годы. в Москве и в Париже; распространялся по подписке и через торговую сеть; вышло 9 номеров; объём номера 300-500 стр. Первый «толстый» христианский журнал, начавший выходить в России в советское время. Издание рассчитано на образованного читателя-христианина.

 

В 1987 г. философ Виктор Аксючиц (издатель-учредитель «В.») и литератор Глеб Анищенко (гл. редактор) направили письмо лидерам «перестройки» (М.С. Горбачеву, Б.Н. Ельцину, А.Н. Яковлеву) с просьбой разрешить официальное издание независимого христианского журнала. Несмотря на длительные переговоры (с заведующим издательским отделом Московского Патриархата митрополитом Питиримом, а также с инструкторами МГК КПСС), власти такого разрешения не дали – оно было получено только в 1991 г. По этой причине «В.» начал выходить в «самиздате».

 

Первый номер представлял собой 50 машинописных копий на папиросной бумаге. Вскоре 200 номеров было напечатано в Париже при содействии Российского студенческого христианского движения и газеты «Русская мысль». В дальнейшем тираж (в Москве и в Париже) значительно увеличился. Последний (9-й) номер был напечатан в количестве 30 000 экз. В 1993 г. «В.» прекратил существование из-за отсутствия финансовых средств: материальная база журнала была подорвана, т.к. издатели оказались в оппозиции к сформировавшемуся в те годы политическому режиму.

 

«В.» был вызван к жизни процессом «христианского возрождения» 1970-80-х гг. – обращением молодых образованных людей к Православной Церкви. В официальной печати этого времени не было изданий, отвечавших интересам таких людей, поэтому они нуждались в собственном журнале. «В.» и был задуман как орган свободной православной мысли, нарождающейся христианской общественности. Главной целью журнала было способствовать возрождению духовной культуры России, восстановлению связи русской культуры с ее истоком – Православием. В подборе авторов редакция стремилась к утверждению соборного начала, к охвату как можно более широкого спектра православной мысли. На страницах «В.» были впервые опубликованы работы большинства христианских писателей и общественных деятелей России того времени, которые впоследствии стали принадлежать к самым разным (иногда даже противостоящим друг другу) группам и направлениям религиозной жизни.

 

Многообразие было характерно и для тематического, жанрового подбора материалов, что отражалось в рубрикации журнала. Раздел «Благая весть в современном мире» включал в себя работы катехизаторского характера. Здесь печатались проповеди известных пастырей, таких как митрополит Антоний (Блюм) (№ 3), о. Кирилл Фотиев (№ 9), о. Димитрий Дудко (№№ 1, 3, 7). Заметной публикацией здесь были главы из книги православного французского богослова Оливье Клемана «Беседы с Патриархом Афиногором», впервые переведенные на русский язык постоянным автором журнала Владимиром Зелинским (№№ 1, 2). Из «В.» русский читатель впервые узнал о явлении в Монреале чудотворной иконы Иверской Божьей Матери (публикация Виктора Тростникова, № 8). В этом же разделе существовали подрубрики «Благая весть за колючей проволокой» (воспоминания бывших политзаключенных о своем религиозном опыте) и «От науки к религии» (работа известного генетика Николая Лучника, № 9).

 

Проблемы современной церковной жизни освещались под рубрикой «Второе тысячелетие». «В.» выходил в годы, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, и многие публикации были связаны с этим событием: интервью с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и материалы Поместного Собора РПЦ 1988 г. (№ 3), работа известного богослова о. Иоанна Мейендофа «Святейший Патриарх Тихон, служитель единства Церкви» (№ 9), статьи о. Олега Стеняева (№ 7), о. Александра Борисова (псевд. С. Адашев, № 2), Владимира Осипова (№ 3), Вячеслава Полосина (псевд. В. Сергеев, № 6), Олеси Запальской (№ 7), Бориса Бычевского (№ 7).

 

В богословско-философском отделе печатались как творения Святых Отцов Церкви, так и работы современных писателей – Бориса Бакулина («Вопросы догматического богословия», № 1), Татьяны Горичевой («К православной экологии», №№ 6, 9), Виктора Аксючица (главы из кн. «Под сенью Креста» №№ 1-9), Всеволода Катагощина (псевд. М. Аверьянов, № 1), Михаила Байзермана («Житие Гильгамеша», №№ 3, 6). Здесь впервые как автор выступил о. Андрея Кураев (псевд. А. Пригорин, №№ 4, 5). Материалам о русских праведниках 19-20 вв. была посвящена рубрика «Жизнь во Христе» (дневник епископа Варнавы (Беляева), материалы об оптинском старце Леониде (Кавелине) (№ 7). В «В.» публиковались и работы на исторические, историософские и политические темы (рубрика «Россия и время»). Кроме издателей журнала, здесь печатались иеромонах Иоанн (Экономцев) («Национально-религиозный идеал и идея империи в Петровскую эпоху», № 9), Михаил Назаров («Задача для сталекра: «перестройка», № 8), Владимир Карпец («Российское самодержавие и русское будущее», № 8), Валерий Сендеров («Перестройка прошлого», № 8).

 

Особой темой в жизни тех лет стало 70-летие Солженицына. На страницах «В.» появилось письмо Александра Исаевича, обращенное к издателям, работа писателя Петра Паламарчука «Александр Солженицын. Путеводитель» и др. материалы (№№ 5-7). Особенностью «В.» являлось то, что в нём печатались авторы, принадлежавшие не только к Московскому Патриархату, но и к другим Православным Церквям (Русской православной Церкви за границей, Американской Православной Церкви). Журнал ставил своей целью способствовать христианскому единству вообще, чему была посвящена отдельная рубрика. Здесь публиковались католические и протестантские авторы, во взглядах которых находились общие точки с православным вероучением.

 

Художественная литература и литературная критика была представлена в «В.» именами Глеба Анищенко, Аллы Белицкой, Михаила Борка, Леонида Бородина, Александра Зорина, Зои Крахмальниковой, Владимира Кривулина, Юрия Кублановского, Владимира Микушевича, Олега Мраморнова, Александра Нежного, Валентина Никитина, Андрея Пагирева, Гелия Рябова, Феликса Светова, Ольги Седаковой и других. Среди публикаций архивных материалов выделяются стихотворения Владислава Ходасевича (№ 3), Андрея Белого и Сергея Соловьева (№ 9), переписка Николая Стефановича с Борисом Пастернаком (№ 7), статья Ивана Ильина «О возрождении России» (№ 6), мемуары Серафима Четверухина «Радостная и светлая моя юность. Толмачи», №№ 1-3).

 

«В.» рассматривался его создателями не только как орган христианского слова, но и как центр христианского движения. Усилиями издателей журнала в 1998 году удалось добиться открытия в Москве первого со времен хрущевских гонений на Церковь храма – церкви Михаила Архангела в Тропареве. При участии «В.» были созданы Независимый фонд возрождения церковного искусства, Московское общество христианской культуры, православные библиотеки, христианский театр «Ковчег». В виде приложения к журналу напечатаны роман Феликса Светова «Тюрьма», перевод книги немецкого богослова Роберта Хотца «Таинства – во взаимоотношениях между Востоком и Западом» и другая «самиздатская» религиозная и общественно-политическая литература. «В.» предпринимал и официальные издания: впервые в России были напечатаны книга Мельгунова «Красный террор», «Архипелага ГУЛАГ» Солженицына (совместно с издательствами «Советский писатель» и «Книга»).

 

Само издание журнала и названные инициативы объединили вокруг «В.» определённый круг православной общественности, который впоследствии стал основой партии «Российское Христианское Демократическое Движение» (РХДД). С 2013 года издаётся «Выбор – литературно-философский журнал русской православной культуры». Учредитель «В» В.В. Аксючиц, главный редактор «В» Г.А. Анищенко.